• fashionroyaltynet@yandex.ru
  • 8 909 692 65 92
Bru Jne. Эпоха Леона Брю. Рождение Bru Bébé 1879 - 1883

Bru Jne. Эпоха Леона Брю. Рождение Bru Bébé 1879 - 1883.

Появившись примерно в 1876 году  кукла-ребенок, Bébé, стала настолько
востребованной, что сильно потеснила популярную до этого куклу-леди.
Есть несколько факторов, подготовивших почву для ее появления:

1.
Проникновение культуры Японии на Запад познакомило потребителей с
японской куклой, созданную специально для детских рук и внешне
напоминающую ребенка. Такая кукла была показана на выставке в Лондоне в
1851 году, после чего немецкие и французские фирмы стали пытаться
создать нечто подобное.
2.Влияние учения философа Жана-Жака Руссо на образование; общество обратило внимание на развитие и нужды детей.
3.
Появление в связи с этим нового направления развития производства и
коммерческого рынка, в которых кукольная промышленность заняла свое
естественное место.

Bébé Brevéte, первое поколение.

Новый
тип кожаного туловища (первое поколение Bru bébé) был запатентован
фирмой Брю в 1879 году. В то время как пропорции кукол-дам были 1:7
(соотношение высоты головы к высоте куклы), пропорции Bébé Brevéte
(brevéte = патент) были приближены к детским 1:5. Формы нового туловища
было более мягкими и округлыми, а одежда конструировалась так, чтобы ее
можно было легко снять. Изменение стиля не повлияло на работу
мастерских - они продолжали делать все то же самое, но с другими
выкройками.


Но
уже в 1880 году это туловище подвергается изменениям - талия слегка
расширяется, а грудная клетка и плечи сужаются, торс приобретает
грушевидную форму, три центральных шва на спине мягко формируют
ягодицы. Плечевая пластина крепится к туловищу кожаной полоской. Этот
вариант туловища являлся окончательным и использовался долгое время для
производства Bru Bébé Brevéte т.н. второго поколения, известного как
"circle and dot".


Довольный
своим последним творением Брю решает дополнительно маркировать своих
кукол бумажной наклейкой на груди. Поначалу это овальная наклейка с
двойной обводкой и простой надписью "Bébé Brevéte S.G.D.G. Paris". Она
же образца 1880 года уже содержала название фирмы и предупреждение о
защите ("Bebe Bru, Bte S.G.D.G., Tout contrefacteur sera saisi et
poursuivi conformement de la loi" - Бебе Брю, Запатентовано. Все
подделки преследуются в соответствии с законом.). Одежда предохраняла
наклейку от повреждений, поэтому их сохранилось достаточно много.


Несмотря
на то, что в описании патента Брю уделил максимум внимания описанию
туловища, и лишь вскользь упомянул о голове, именно оригинальная форма
головы новой Bébé сделала знаменитой его фирму, а куклу - самой дорогой
и желанной коллекционной куклой в наши дни. 

На творчество
кукольных скульпторов 1880-х оказало сильное влияние классическое
искусство. Этот портрет ребенка кисти Пьера Миньяра (1612 - 1695) имеет
явное сходство с Bru Bébé - как лицо, так и руки.


Вероятно,
что головы самых первых Bébé Brevéte были созданы скульптором Пьером
Мари Франсуа Оге, жившему рядом с Леоном Брю. Однако, достоверно
известно, что головы кукол второго поколения вышли из рук одного из
самых известных скульпторов Франции Фердинанда Барбедьена (1810-1892).
Долгое время имя скульптора держалось в тайне.






В
1879 году появляется Bébé Modele на полностью артикулированном
деревянном туловище. За основу было взято туловище от модной куклы, но
переработано в соответствии с новыми пропорциями. Такие куклы
выпускаются до 1883 года, но производство деревянных poupée также не
прекращается. За этот период Bébé Modele успевает сменить три лица:
раннее Bébé Brevéte, "circle and dot" и ранняя версия классической Bru
Jne. Несмотря на довольно большой срок заявленного производства, таких
кукол было сделано не очень много, в основном из-за дороговизны и
сложности процесса изготовления. Подобные куклы выпускались Жюмо и Урэ
(Huret), и они также крайне редки и дороги.




В
октябре 1879 года получен патент на Bébé Têteur - куклу, которую можно
было поить из бутылочки. Вода вливалась из бутылочки, соединенной со
ртом резиновой трубкой, в специальный резервуар-помпу в голове, после
нажатия на помпу вода выливалась обратно в бутылочку. Для Bru Bébé
Têteur использовалось классическое кожаное туловище, но существуют
экземпляры на композитном туловище, относящиеся уже к самому концу XIX
- началу XX века - этот молд продолжала использовать S.F.B.J.

Затем
в 1880 появилась Bébé Gourmand с открытым ртом и подвижным языком - ее
можно было кормить (сухой пищей вроде печенья или специальной
игрушечной пищей). "Еда" падала в трубку внутри туловища, проходила его
по трубке насквозь, и через отверстие в ноге ее можно было достать. Но
беда была в том, что дети желали накормить любимицу настоящей вкусной
едой, она застревала внутри и портилась.


 

Второе поколение Bébé Brevéte - "circle and dot".


Как
было уже сказано, вскоре после представления первой Bébé Brevéte,
появился её новый вариант, называемый современными коллекционерами как
"circle and dot" - по форме знака на затылке. Некоторое время
предполагалось, что это своеобразная маркировка, но на самом деле это
отметка на молде, обозначающая место расположения механического
приспособления для Bébé Têteur.


Молд
продолжал использоваться для простой куклы - отверстие во рту не
делалось, и механизм внутрь не вставлялся. По сравнению с ранним молдом
Brevéte губы у модели "circle and dot" ощутимо раскрыты, губы более
полные, округленные нос и щеки - небольшие изменения создают видимость
нового молда.





Каталог 1882 года.


В
1882 году регистрируется патент на механизм, имитирующий естественное
движение век, и позволяющий кукле закрыть глаза. Механизм приводился в
движение рычажком на затылке. Bébé Dormeur выпускалась очень недолго.
Кроме того стоит упомянуть появление Bébé Musique с музыкальной
коробкой внутри и Bébé с двумя лицами, спокойным и плачущим.


Третье поколение Bébé - Bru Jeune.

Самая
прекрасная и совершенная модель, производство которой началось в 1882
году и с небольшими вариациями в росписи и лепке продолжалось по самого
закрытия фирмы в 1899 г. Маркировка на голове "Bru Jeune".



Три поколения Bébé.


Кожаное
туловище немного изменилось - в ранних моделях руки были пришиты к
верхней части туловища, швы прикрывались плечевой пластиной. Вариант
1882-83 гг. представлял собой обтянутую кожей металлическую основу,
крепящуюся к туловищу скрытыми круглыми шарнирами. Нижняя фарфоровая
часть руки имела в локте круглый шарнир, вставляющиймя в металлическую
основу, и позволяла руке фиксировать позу.


Лицо куклы третьего поколения и артикулированные фарфоровые руки с шарнирами были последними творениями Леона Брю в его фирме.
Эволюция
кукол 1879 - 1883. Слева направо: ранняя Bébé Brevéte, "circle and
dot", Bébé Bru Jne на туловище раннего типа и Bébé Bru Jne с новыми
артикулированными руками.



Эволюция трех поколений лиц.




Но
напоследок Брю хотел воплотить еще одну идею - дополнительная защита
торговой марки. 17 августа 1883 он регистрирует еще одну, очень
необычную, торговую марку. Это был медальон с фотопортретом куклы Bebe
Bru последней модели в великолепных костюме и шляпке. Предполагалось,
что медальон, надеваемый на шею кукле, будет дополнительной степенью
защиты, но как были наивны такие надежды! Ведь снять с оригинала и
перевесить медальон на подделку ничего не стоило.

И вот на
вершине успеха Брю решает оставить бизнес. Спустя всего три месяца
после регистрации фотомедальона Брю продает марку Bru Jeune Энри Шевро,
но все же оставляет за собой резиновое производство.
Почему он это
сделал? Нет никаких документальных и иных письменных объяснений мотивов
его поступка. Брю был творческой личностью, он достиг совершенства,
которое было трудно превзойти. И когда компания стала знаменитой,
логично предположить, что он обнаружил себя погрязшим в
административных функциях. И как только представилась возможность
передать компанию в хорошие руки, он использовал её. Семья Брю сошла с
коммерческой сцены ненадолго - спустя шесть лет они вернулись к
производству галантерейных товаров класса люкс.

Энри Шевро со
своей стороны не только сохранил славу имени Брю, но и прославил свое,
придерживаясь того же уровня качества и изысканности, которого достиг
основатель компании.


***
Использованы материалы книги Francois Theimer "The Bru book".
Перевод и компиляция © happydolls.livejournal.com

Всего комментариев: 0
avatar